Педсоветы в удод сценарий


Педагогические советы

в учреждениях дополнительного образования детей.

Само слово «педсовет» означает советоваться, держать совет. Но к такому педагогическому совету, где педагоги действительно советуются, а не просто заседают, к совету, который приносит педагогическому коллективу радость и удовлетворение, уверенность и вдохновение, даже очень талантливым руководителям учреждений удаётся прийти далеко не сразу. Наши педсоветы подчас проходят как инструктивные совещания, на своеобразную «накачку» педагогов администрацией, в качестве докладчиков выступают директора, зам. директоров, организатор, а педагоги молча записывают то, что им предстоит выполнить в самое ближайшее время. Нередко можно наблюдать такую картину: идёт заседание совета, а многие его участники заняты «своими» делами. И вот доклад окончен—следует продолжительная, томительная пауза. Директор : «Кто выступит, коллеги?». Молчание. «Так кто же начнёт?». Молчание. И не удивительно. Стандартные, а порой и просто случайные вопросы повестки дня педагогических советов, шаблонные решения не будят творческой мысли педагога, не вызывают у него потребности в деловой дискуссии и конечно же не оказывают сколько потребности в деловой дискуссии и конечно же не оказывают сколько-либо заметного влияния на положение дел в учреждении. Многие из нас, участвуя в работе педагогических советов, были свидетелями того, как педагоги равнодушно или даже отрицательно реагировали на интересные и полезные предложения своих коллег. Этот феномен, наверное, пытались объяснить усталостью педагогов, издержками в технологии проведения совещания, наличием проблем в межличностных отношениях и т. п. Но только ли причинами организационного характера обусловлено данное явление?..Психологи пытались определить обусловленность данного явления с помощью психолого-педагогических методов исследования, то увидели, что у педагогов, работающих в одном учреждении, существуют разные, порой значительно отличающиеся друг от друга представления о нынешнем состоянии и будущем своего учреждения. Поэтому нередко на педсовете ораторы говорят о разных учреждениях, хотя стремятся вести речь об одном и том же учреждении. В такой ситуации, разумеется, очень сложно понять друг друга, положительно реагировать на выступление коллеги и весьма трудно выработать программу дальнейших совместных действий.

Таким образом, два вышеизложенных сюжета однозначно подтверждают: педсовет был и остаётся явлением проблематичным.

Педагогический совет является постоянно действующим коллегиальным органом самоуправления педагогических работников УДОД.

Положение о педагогическом совете.

1.Общие положения

1.1  Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Уставом (далее полное название учреждения).

1.2  В целях развития и совершенствования образовательно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогических работников в (название учреждения) действует педагогический совет - коллегиальный орган.

1.3  Каждый сотрудник (название учреждения), занятый в образовательной деятельности (администрация, педагоги дополнительного образования, работники служб сопровождения) с момента приёма на работу и до прекращения срока действия трудового договора являются членами педсовета.

1.4  Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся педсоветом и рассматриваются на его заседании, утверждаются приказом директора.

2.Задачи педсовета

2.1Выработка общих подходов к разработке и реализации стратегических документов(название учреждения).

2.2  Определение подходов к управлению (название учреждения), адекватным целям и задачам его развития.

2.3  Определение перспективных направлений функционирования и развития (название учреждения).

2.4  Обобщение, анализ и оценка результатов деятельности педагогического коллектива по определённым направлениям.

3.Организация деятельности

3.1Работой педсовета руководит председатель - директор учреждения.

3.2  Педсовет созывается председателем по мере необходимости, но не реже 4-х раз год.

3.3  Внеочередные заседания педсовета проводятся по требованию не менее одной трети членов педсовета.

3.4  Решения педсоветов являются обязательными для всего педагогического коллектива.

3.5  Педсовет правомочен принимать решения, если на его заседании присутствовало не менее двух третей педагогических работников и если за него проголосовало более половины присутствовавших педагогов.

3.6  Процедура голосования определяется педсоветом.

3.7  Время, место и повестка дня очередного заседания педсовета сообщается не позднее, чем за 2 недели до его проведения.

3.8  Подготовка заседания педсовета осуществляется постоянными и временно организованными объединениями педагогов, выполняющими в период подготовки педсовета полномочия, возлагаемые на них представителями администрации (название учреждения).

4.Компетенция педсовета:

определяет приоритетные направления развития учреждения;

утверждает цели и задачи учреждения, план их реализации;

обсуждает и производит выбор различных вариантов содержания образования, форм, методов образовательного процесса и способов их реализации;

рассматривает локальные акты, регламентирующие образовательно-воспитательный процесс учреждения и другие локальные акты;

выносит предложения по развитию системы повышения квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;

принимает решение о проведении в данном учебном году промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, определяет её формы, устанавливает сроки её проведения;

выносит для обсуждения на педсоветах представления администрации по интересующим педагогов вопросам деятельности учреждения;

заслуживает администрацию учреждения по вопросам, связанным с организацией образовательного процесса;

решает вопросы о поощрении и наказании обучающихся в пределах своей компетенции, в соответствии с правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся в учреждении;

подводит итоги деятельности за полугодие, за год;

контролирует выполнение ранее принятых решений;

делегирует представителей педагогического коллектива в Совет учреждения;

требует от всех членов педагогического коллектива единства принципов в реализации целей и задач деятельности;

рекомендует членов педагогического совета к награждению.

5.Документация и отчётность

1.Заседания и решения педсовета протоколируются секретарём, избираемым из состава педагогического совета.

2.Протоколы заседаний и решений подписываются председателем и секретарём, хранятся в делопроизводстве учреждения.

Содержание педагогических советов.

Особенности содержания педагогических советов представлены их тематикой, которая охватывает практически все основные проблемы современной педагогики.

Содержание современной проблематики педагогических советов можно представить такими модулями:

Модуль. Знания, умения, навыки обучающихся.

Содержание образования:программы, преемственность, межпредметные связи.

Формы и методы контроля знаний, умений, навыков.

Диагностика и предупреждение отставания в учёбе.

Формирование общеучебных умений и навыков.

Отслеживание умственного развития.

Модуль. Образовательные технология.

Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса.

Технологии на основе реконструкции учебного материала.

Технологии на коммуникативной основе.

Технологии на основе совершенствования управления.

Коллективный способ обучения.

Развивающее саморазвивающее обучение.

Альтернативные технологии.

Модуль. Занятие.

Требования к современному занятию.

Нетрадиционные формы занятия.

Активизация деятельности учащихся на занятии.

Занятие в развивающем обучении.

Альтернативные формы обучения.

Модуль. Воспитание.

Цели и содержание воспитания в современных условиях.

Воспитание в процессе обучения.

Социализация ребёнка в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Воспитательная система УДОД.

Отслеживание воспитанности обучающихся.

Организация детского самоуправления.

Коллективные творческие дела(КТД).

Формирование коллектива в детском объединении.

Модуль. Развитие учреждения

Программа развития учреждения.

Работа учреждения в режиме развития, педагогический эксперимент.

Освоение современных образовательных технологий.

Оптимизация образовательно-воспитательного процесса.

Модуль. Учащиеся.

Личность обучающегося, модель выпускника.

Здоровье школьника.

Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося.

Адаптационная педагогика.

Модуль. Педагог.

Личность педагога.

Гуманизация отношений участников педагогического процесса.

Педагогическое мастерство.

Творческая лаборатория педагога.

Модуль. Родители (семья, социум).

Семейное воспитание сегодня.

Работа УДОД с родителями.

Интеграция воспитательных усилий учреждения дополнительного образования детей, семьи и общества.

Памятки организаторам педагогических советов.

Педагогический совет—это средство управления. Если средство эффективно, оно оказывает влияние на работу. Это возможность коллективного роста идей.

1. Проверьте, готова ли комната для педсовета. Сделайте всё возможное, чтобы в комнате было комфортно и уютно, хорошее освещение, нормальная температура.

2.Предварительно рассмотрите повестку дня с рабочей группой.

3.Представьте себе, какой результат вы бы хотели получить по каждому пункту повестки.

4. Распределите время по степени значимости каждого пункта.

5. Вовремя начните. Поощрите тех, кто не опоздал.

6. Не допускайте отступлений от повестки дня.

7. Не допускайте отступлений от повестки дня.

8. Всё внимательно слушайте. Вы единственный, кому необходимо это делать.

9.Следите за невербальным общением. Постарайтесь понять пассивность членов педсовета.

10.Ведите записи, которые помогут анализировать решение проблемы.

11.Контролируйте конфликтную ситуацию, не дайте ей перерасти во враждебность

12. Создайте дружескую атмосферу, чтобы все могли общаться открыто.

13.Подведите итог решениям педсовета рабочей группой и разработайте последующие шаги.

Шесть способов заставить участников педсовета

выполнять принятые решения.

1.  Заканчивая педсовет, подведите итоги: что необходимо сделать, распределите обязанности, уточните сроки.

2.  Принятые решения зафиксируйте в протоколе педсовета.

3.  Назначьте ответственного за контроль по выполнению решения педсовета.

4.  Несколько дней спустя необходимо отправить напоминание, написанное от руки, тем, кто выполняет решение.

5.  Если какая-то работа не выполняется, спросите, не можете ли вы чем-нибудь помочь.

6.  В повестке дня следующего педсовета должен быть пункт о выполнении предыдущего педсовета.

Опросник «Десять вопросов о наших педсоветах»

1.Имеется ли вы свободу для высказывания своих мнений на педсоветах?

2.Всесторонне ли обсуждаются идеи, прежде чем их примут или отвергнут?

3.Приносят ли пользу педсоветы?

4.Продуктивно ли разрешаются расхождениях во мнениях?

5.Выслушивают ли люди друг друга и создают ли они что-нибудь на основе взаимосвязи идей?

6.Царит ли атмосфера доверия во время педсовета?

7.Каждый ли высказывается по всем важным пунктам повестки дня?

8.Покидают ли педагоги педсоветы с ясным понимаем того, как реализовать решения?

9.Остаются ли конфиденциальные дискуссии «не для печати», возникающие после педсоветов?

10.Согласны ли вы с тем, как проходят педсоветы? Что можете предложить для эффективной деятельности педсоветов?

Методы и формы педагогических советов.

Типология педагогических советов по методам и формам

Метод-это путь, способ продвижения к истине. Методы обучения воспитания выступают как упорядоченные способы деятельности по достижению образовательных целей. Форма же трактуется как внутренняя организация содержания, как конструкция отрезков, циклов технологического процесса, отражающая систему компонентов и устойчивых связей.

Технология управления развитием школы с помощью педагогических отличается большим разнообразием методов и форм, которые определяют результат воздействия на коллектив. Методы и формы—тот организационный механизм, который обеспечивают высокую активность педагогов. Существует довольно тесная аналогия между методами и формами, применяемыми в технологиях педагогических советов, и методами и формами образовательного процесса. Так, в работе педагогических советов, как и в процессе обучения, выделяются:словесные методы (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой); наглядные методы (рисованная наглядность, демонстрация фотоматериалов, компьютерные средства);практические методы(действия педагогов, моделирование разнообразных ситуаций, наблюдение за практической деятельностью педагогов в образовательно-воспитательном процессе).

Имеют место объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные проблемные, поисковые, исследовательские и творческие методы. В формах проведения педагогических советов аналогия с формами обучения менее применима. Педагогический совет традиционно представляет прежде всего публичное собрание, деловое совещание.

В практике передовых коллективов сложилось большое разнообразие технологических вариантов педагогических советов с применением различных форм и методов. В зависимости от этого можно выделить три группы педагогических советов: традиционные, современные, нетрадиционные.

Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с педагогами. По форме и организации деятельности участников этих педсоветов выделяются прежде всего такие технологии: традиционный (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями) ; доклад с содокладами; с приглашением докладчика-специалиста. Наряду с этим на заседании совета может не быть основного доклада, его заменит серия сообщений, объединённых одной тематикой.

Современной интенсифицированной формой традиционного педсовета является педагогический совет---семинар-практикум. Семинар проводится как групповое занятие для повышения квалификации педагогов. Заранее вывешиваются вопросы, по которым планируется собеседование. Подготовка требует предварительного изучения---чтения, конспектирования, а в ходе педсовета---активного участия в собеседованиях. Выступающие должны быть достаточно подготовлены, особенно если поднята проблема новая, вызывающая споры, вопросы. Затем проходит курс практических занятий по какому-либо вопросу, проблеме. В традиционную словесно-логическую «партитуру» педагогического совета могут включаться формы организации деятельности педагогов: открытый урок или мероприятие; показ моделей занятий и мероприятий, использование видеоматериалов; показ результатов образовательного процесса, деятельности школьников.

Среди нетрадиционных педагогических советов, получивших распространение в последнее время, можно назвать такие: деловая игра, в форме коллективного творческого дела, «круглый стол», дискуссия, конференция и др.

Педагогический совет—деловая игра—обучающая форма, в котором все участники наделяются определёнными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация. Одна из форм деловой игры-- «мозговая атака».

Педагогический совет в форме КТД (коллективного творческого дела) предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определённой цели. КТД используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений теоретических и практических проблем. Достоинствами такой формы являются:

осознание целей как единых, требующих объединения усилий всех членов коллектива;

разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива возникают отношения взаимозависимости;

деловое общение коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме.

Педагогический совет-- диспут, дискуссия. Диспут (научная полемика)---это форма сотрудничества, которая выявляет различные точки зрения по какой-то определённой проблеме для выявления истины. Педагогический совет—дискуссия предполагает, что каждый педагог (или большинство) коллектива высказывает своё мнение по какому-то вопросу, ознакомится с мнением коллег. Участникам педагогического совета —диспута, дискуссия целесообразно сесть лицом к лицу,--так удобнее противостоять друг другу, отстаивать противоположные взгляды, вырабатывать общее мнение. Разновидностями дискуссии являются формы «круглого стола» и др.

На педагогическом совете----творческом отчёте отдельного педагога, методического объединения обобщается передовой педагогический опыт, отбираются наиболее эффективные пути совершенствования обучения и воспитания. Опыт отдельного педагога становится достоянием всех. Такой педсовет—один из важнейших способов повысить методический уровень педагогов.

Педагогический советконкурс ставит целью подвести итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе, выделить лучших. Заранее разрабатываются положения, условия проведения конкурса, продумывается подведение итогов.

Педагогический совет---конференция предполагает глубокое всестороннее раскрытие темы при активном участии педагогов учреждения. Творческий обмен опытом—суть педсовета-конференции.

Педагогический совет---аукцион рассматривает множество представленных идей (методик, методических приёмов) по определённой проблеме. Педагоги «покупают» только те, которые заслушивают внимания, более реальны, жизнеспособны. Педагогический совет-аукцион может быть проведён и в форме «защиты проекта», поощряет рост инициативы педагогов, их самостоятельность и творчество, попытку создать свой неповторимый опыт (форму, приём), свою программу—образовательную, досуговую. Желательно посадить участников «треугольником», чтобы они видели друг друга и легко общались между собой. Такое расположение позволяет собрать больше участников, чем «круглый стол», и в то же время в какой-то мере выделить положение руководителя.(жюри).

Педагогический совет —фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество, сопровождающееся показом, смотром форм, методов, приёмов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.

По составу участников педагогический совет может быть постоянным(в нём участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием родителей и т. д.), объединённым с другим педагогическим коллективом, малый (ограниченным по числу участников).

По месту и роли в образовательно-воспитательном процессе педсовет может быть тактическим, стратегическим, стартовым, текущим, итоговым, внеочередным, по итогам проверок, смотров и т. п.

Тактический педагогический совет определяет и решает текущие задачи учреждения, анализирует его деятельность, рассматривает актуальные вопросы жизни учреждения, анализирует качество знаний, духовно-нравственного воспитания, знакомит с достижениями психолого-педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом.

Стратегический педагогический совет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность учреждения. Результат его работы—перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет.

Стартовый (установочный) педагогический совет призван призван самостоятельно выработать собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, осмыслить предназначение учреждения, дать старт серии образовательно-воспитательных мероприятий, выполнению программы развития.

Текущий (рабочий) педагогический педсовет даёт анализ состояния образовательно-воспитательного процесса, подводит итоги работы за полугодие, год.

Итоговый педагогический совет ставит целью выявить и обозначить стратегические и развивающиеся проблемы. (В данном случае проблема понимается как разница между существующими требованиями и нормами и реальным положением дел). Вовремя выявить и тщательно проанализировать проблемы—способ продвинуться вперёд и достичь успеха.

Все педагогические советы должны быть связаны логикой, вытекать один из другого, дополнять, определять перспективы последующих заседаний.

Формы педагогических советов, методика их проведения, пути подготовки определяются содержанием, целями, составом участников, а также всем уровнем деятельности педагогического коллектива. Невозможно говорить о содержании и методике педагогических советов в отрыве от реально сложившейся в данном учреждении технологии. Не зря же говорят, что педагогический совет-- лицо учреждения.

Традиционный педагогический совет на основе доклада

В локальной технологии педагогического совета можно выделить четыре типичных этапа:

разработка сценария и планирования педсовета;

предварительная подготовка конкретного педагогического педсовета;

заседание педагогического совета;

выполнение и контроль решений и рекомендаций педагогического совета.

Традиционно-классический педагогический совет имеет технологическую схему, в основе которой лежит доклад. Доклад обычно содержит изложение теоретических позиций и анализ существующего положения (перечисление лучших или худших итогов, фактов).

Методика подготовки такого педагогического совета предполагает следующие этапы:

на основе перспективного плана намечается тема и сроки педагогического совета;

за 1-2 месяца выделяется ответственный за доклад, который совместно с администрацией разрабатывает основное содержание выступления---теоретическую основу, методы накопления конкретного материала;

администрация составляет план посещения мероприятий, занятий, совещаний в учреждении;

намечаются педагоги, способные выступить с содокладами или представить интересный материал.

К подготовке педагогического совета подключаются отдельные педагоги, методические объединения.

Этап проведения педсовета

Начало должно быть чётким своевременным. Открывает педагогический совет и ведёт его. председатель (директор). Обычно педагогический совет занимает не более 2-3 часов, но в зависимости от целей и формы может быть и более длительным. Председатель педагогического совета напоминает о требованиях к выступающим:

Уметь слушать, не прерывать оратора. Мнение каждого должно быть услышано, учтено, принято. Чужое мнение должно уважаться, но при этом нужно высказывать и своё. Мысли и предложения надо формулировать чётко и кратко, высказываться по существу вопроса. Доказывать свою точку зрения, опираясь на анализ ситуации в учреждении. Вносить конкретные предложения, точно их адресовать. Критиковать по-деловому, принципиально. Не допускать эмоциональных вплесков, помнить, что чрезмерные эмоции резко снижают результативность обмена мнениями.

Председатель педагогического совета должен быть тактичным, уважать мнение каждого; уметь владеть собой. Директору нельзя навязывать с самого начала свою позицию педсовету, давить на педагогов «голосом», манерой речи, и уже тем более—намёками на своё начальственное положение.

Действенность педагогического совета зависит от поставленных целей и задач, качества подготовки и проведения. Выступления участников должны быть аргументированными, опираться на факты.

Важное значение имеет процедура принятия решения. Проект решения готовится заранее и ставится на голосование. Перед голосованием обязательно должно быть объявлено обсуждение проекта решения. После голосования (открытого) идёт учёт предложений о поправках, уточнениях, редакции принятого за основу решения и проводится голосование окончательного варианта решения в целом.

К недостаткам традиционных педагогических советов «на основе доклада» можно отнести:

авторитарный стиль, превращение совета в некий инструктаж;

поверхностное обсуждение поставленных проблем;

слабую связь теории с практикой, абстрактность докладов;

почти полное отсутствие самостоятельной деятельности педагогов;

появление штатных выступающих;

низкая результативность.

Педагогический совет в форме семинара—практикума.

В современной педагогической практике роль педсовета значительно повышается:

особо усиливается его методическая функция;

педагогический совет превращается в источник педагогических идей, инноваций;

становится действенной формой повышения квалификации педагогического коллектива;

привлекает к методической деятельности большинство педагогов либо на этапе подготовки, либо при проведении;

готовиться и проводится не только администрацией, а разнообразными методическими, творческими объединениями.

Этим качеством отвечает педагогический совет—семинар-практикум, проводимый как развёрнутое во времени чередование теоретических семинаров и взаимопосещения мероприятий, смотр достижений в данной области.

Технологическая схема такого педагогического совета содержит четыре этапа:

1этап---разработка и подготовка.

2этап—первый этап проведения (семинара-практикума),

3этап---второй этап—заседание,

4этап---этап последствия.

Этап разработки и подготовки

Начало этапа разработки относится к периоду планирования (тематика педагогических советов). Далее на совещании при директоре намечаются цели и задачи данного педсовета, основные направления работы по подготовке, даётся задание администрации, назначается ответственный за педагогический совет---как правило заместитель директора

1—2.Этап разработки и подготовки

методический совет-- цели, задачи—разработка содержания (плана)--распределение творческих заданий—создание творческой группы---составление календарного плана мероприятия

3—а. Первый этап проведения (семинара-практикума)

вводный теоретический семинар—методический день—взаимопосещение занятий, мероприятий (практикумы)-творческая учёба (семинары)-анкетирование, исследования—изучение документации - выставка творческих работ учащихся-конкурсы, соревнования.

3---б. Второй этап проведения—заседание

выступление по повестке дня---показ, применение наглядности—моделирование занятия, мероприятия---обсуждение, разработка решения

4. Этап последствия

анализ и рефлексия педагогического совета---оформление решений, рекомендаций---выполнение решений

Методический совет учреждения разрабатывает содержание и план педагогического совета, распределяет творческие задания педагогам.

В помощь администрации и методическому совету из числа лучших педагогов могут создаваться проблемные группы. Администрация, методические объединения составляют планы посещения занятий и мероприятий, координирует которые ответственный за педсовет администратор.

Первый этап проведения.

В этой технологии первым этапом педагогического совета становится работа разных коллективов и отдельных педагогов по изучению теории, участию в практических мероприятиях. Педсовет обычно начинается с вводного теоретического семинара—своеобразного «запуска» механизма работы над проблемой. Дальнейший ход первого этапа педсовета включает:

творческую учёбу, предметные семинары;

открытые занятия(взаимопосещения по графику);

воспитательные мероприятия(взаимопосещения по графику);

методические дни;

консультации администрации;

заседание методических мероприятий.

Важнейший компонент педсовета—семинара—практикума-обмен опытом, в процессе взаипопосещения занятий и мероприятий педагогами. Директору и его заместителям рекомендуется показать педагогам свои занятия. При планировании взаимопосещений МО обязательно указывают не только учебную, но методическую тему занятия. По теме педсовета в учреждении организуются экскурсии, выставки творческих работ и т. п.

Второй этап проведения педагогического совета---заседание

Заседание педсовета —семинара—практикума носит характер рефлексии подготовленных мероприятий—семинаров, открытых занятий. Выступающие в обобщённой, концентрированной форме подводят итоги смотра достижений коллектива, иллюстрируют их наглядным материалом.

В заключение подводятся итоги, принимаются решения.

Таким образом, в педагогическом совете семинаре - практикуме принимает активное участие практически весь коллектив педагогов, администрации учреждения, методические объединения. Педагогический совет становится центром коллективной профессиональной мысли и одновременно своеобразным методическим практикумом, школой педагогического мастерства.

Педагогический совет—деловая игра

Широкое применение игровых технологий в образовательном и воспитательном процессе учреждения дополнительного образования детей захватило и сферу методической работы, в частности, педагогические советы. Специфической особенностью игры является возможность создать эмоциональный настрой, который повышает интерес педагогов к обсуждаемой проблеме, активизирует творческую деятельность, делает игру действенной и экономичной формой управления образовательно-воспитательном процессом.

Деловые игры—это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной (производственной, управленческой или др.)задачи.

Для педагогического совета—деловой игры необходимы следующие признаки-условия:

1.Наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический (игровой коллектив). Проигрыванию подвергаются либо взаимоотношения, либо взаимодействия, либо организационные структуры. В практике наиболее распространены следующие обобщённые темы педагогических советов-игр:

Гуманизм и демократические отношения.

Взаимодействие обучающихся, педагогов, родителей

Защита идей передового(авторского) опыта.

Освоение инновационных технологий.

Разработка программных документов (уставов, положений, правил и т. п.).

Разработка программ развития.

Планирование работы УДОД.

Разработка крупных мероприятий

Имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей и назначение участников игры.

Чаще всего педагогический коллектив разбивается на несколько групп, в которых обсуждаемая ситуация разыгрывается в ролях. В результате это приводит к коллективному решению проблемы. Чаще всего разыгрываются социальные роли: учащийся, педагог, родители, администрация учреждения, органы власти и др.

Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер.

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Психологические позиции: лидер, предпочитаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

3.Реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников. В большом педагогическом коллективе это обеспечивается разными должностными статусами участников по отношению к рассматриваемым проблемам, субъективной позицией, различной ответственностью и др.

4.Соблюдение игровых правил и условий.

5.Наличие игрового стимулирования:соревнование в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вклада, общественная оценка результата игровой деятельности.

Весь процесс организации игр и их проведения можно разделить на шесть этапов.

1.Разработка (конструирование)

диагностика ОВП----проблема (название) игры---план, сценарий---правила (условия)

2.Ввод в игру

разъяснение смысла игры, её программы---знакомство с правилами, условиями, регламентом----распределение ролей (групповых и личных)--постановка конкретных задач-- назначение (выборы) экспертов

3.Групповая работа по заданиям

поиск информации---разыгрывание ситуации---мозговой штурм---подготовка спикера

4.Межгрупповая дискуссия

выступление групп---открытый микрофон—коллективный анализировать

5.Анализ и обобщение

вывод из группы---оценка игры экспертами---анализ рефлексия—выводы, рекомендации

6.Игровое последействие

Первый этап—разработка(конструирование) игры. На этом этапе:

проводится диагностика состояния образовательно-воспитательного процесса и определяется задача, которую намечается решить в игровом режиме;

определяется проблема (название) педагогического совета-игры;

формулируется общая управленческая цель и частные цели для групп и для участников игры;

составляется сценарий, конкретная педагогическая ситуация, в которой участникам игры предстоит имитировать свою деятельность соответственно исполняемой роли;

разрабатываются общие правила, а также инструкции для игроков и команд.

Необходимо отметить, что конструирование игр—трудоёмкое дело, требующее знаний основ управления современного учреждения дополнительного образования детей на уровне имеющихся достижений как в теории, так и на практике. По хорошо разработанному сценарию игры и технологии её проведения каждый директор может успешно осуществить заложенную в неё управленческую задачу.

Второй этап представляет собой организованную подготовку, ввод в игру с реализацией определенной управленческой цели. Организующий игру разъясняет слушателям её цели и смысл, знакомит их с общей программой и правилами, распределяет роли, ставит перед исполнителями конкретные задачи, выбирает(назначает)секретаря и экспертов(жюри). Определяется также регламент выступлений, длительность этапов игры. Для распределения ролей можно использовать экспресс—опрос (какую должность вы хотели бы занимать в деловой игре?, кого хотели бы вы видеть в роли руководителя?, с кем бы вы хотели работать вместе и т. п.). При наличии времени эта методика применяется и в группах.

Третий этап —наиболее важный. Это групповая игра, разыгрывание ситуации и поиск решения внутри каждой группы. Работа в группе может представлять изучение информации по источникам, мозговой штурм, дискуссию, тренинг. Она проводится под руководством игротехника (завуча, психолога, избранного группой лидера). Участники игры действуют соответственно принятым правилам и указаниям ведущего. Общепринятыми принципами групповой работы являются:

правило «здесь и сейчас»: ничего из происходящего во время игры в плане личностных отношений внутри группы не должно выйти за рамки данной аудитории;

умение в «малом видеть проявление большого»:даже самая маленькая идея способна улучшить существующую модель, а несколько новых, оригинальных идей способны привести к победе в конкурсе идей;

целенаправленность: во время обсуждения следует сформулировать основной вопрос, и стремиться дать ответ именно на этот вопрос, а не воспроизводить все свои знания;

краткость: следует высказаться своё мнение, позицию, идею в лаконичной форме, чтобы все успели высказаться в отведённое для дискуссии время;

конструктивность: по отношению к чужим идеям проявить меньше критики, стараться дополнять и развивать их.

Для подготовки выступления—общего решения группе даётся определённое время.

Четвёртый этап—межгрупповая дискуссия:выступления групп, защита идей, проектов, взаимооценки, открытый микрофон.

Пятый этап игры—подведение итогов, анализ и обобщение результатов включает выступление экспертов, принятие общего коллективного решения. При оценке игры эксперты (руководитель) особое внимание обращают на актуальность, реальность, экономичность, оптимальность и оригинальность решений.

Шестой этап представляет игровое последействие, перенос опыта мышления и деятельности из игры в реальную профессиональную деятельность.

Главное в игровом последействии—это то, что является социально-психологическим следствием участия в игре - эффект самодвижения, саморазвития педагога.

Одной из форм деловой игры является «мозговая атака». Она применима при поиске идей, разработке путей решения какой-либо проблемы.

Коллектив педагогов разбивается на группы по 7-9 человек.

Первая группа --»генераторы идей». Она должна в течение незначительного времени предложить как можно больше вариантов решение проблемы, которую обсуждают. При этом группа не имеет права обсуждать предложения. Все возникающие идеи фиксируются протоколистом в полном объёме (для этой цели можно использовать диктофон).

Вторая группа представляет «аналитиков». Они получают от первой группы списки предложенных вариантов. Эта группа не имеет права добавить в списки что-либо новое, она рассматривает внимательно каждое предложение, выбирает наиболее разумные и подходящие. Выбранные предложения группируются, фиксируются, объявляются коллективу. После того, как прошёл первый круг «мозговой атаки», группы меняются своими функциями и снова выполняют работу по изложенному сценарию. Во время проведения «мозговой атаки» директор УДОД является и заказчиком, и дирижёром игры. Он кратко излагает суть проблемы и условия, правила проведения. Строго запрещается всякая критика любых мнений и предложений. Можно высказывать самые неожиданные предложения, их должно быть как можно больше. Как показывает практика, «мозговая атака» в ряде случаев эффективнее слушания, анализа, обоснований.

Тема «Организация методической работы с педагогическими кадрами».

Основное понятие: Методическая работа-это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагога по повышению научно-теоретической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период.

Цель методической работы: совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров.

Задачи методической работы: оказание помощи педагогам в реализации принципов методических приёмов обучения, воспитания и развития учащихся.

Включение педагогов в творческий педагогический поиск.

Формы организации методической работы с педагогическими кадрами: педсовет (методический совет, методические объединения, творческие проблемные группы, педагогические творческие отчёты, семинары).

Цель: определить качество методической работы и выявить пути её совершенствования.

План изучения методической работы.

1.Познакомиться с содержанием и формами индивидуальной и коллективной методической методической работы в УДОД и оценить её эффективность.

2.Определить место и роль педсовета и методического совета в повышении профессионального мастерства педагога, установить характер взаимодействия между ними.

3.Выделить основные направления в деятельности методических объединений по развитию инициативы и творчества педагога.

Методы:беседа, анкетирование.

Вопросы для беседы с организаторами методической работы в учреждении.

1.Как Вы оцениваете результативность методической работы с педагогическими кадрами? Почему именно так?

2.Какие цели и задачи в работе с педагогическими кадрами успешно решаются Вами в процессе методической учёбе с педагогами?

3.Какая специфика содержания коллективной методической работы в УДОД в целом и методического объединения в частности? Что повлияло на его отбор?

4.Какие нетрадиционные формы организации работы с педагогическими кадрами успешно используются в УДОД?

Анкета.

Поставьте после каждого вопроса оценку.

8-9 баллов—если показатель оценки имеет место всегда.

6-7 баллов----часто

4-5 баллов----редко

2-3 баллов----иногда

0-1 баллов----никогда

1.Цель и задачи методической работы в УДОД объективно необходимы и ясны.

2.Содержание методической работы в УДОД интересно, способствует росту профессионального мастерства.

3.Формы методической работы в УДОД:

а) педагогически целесообразны;

б) оригинальны;

в) результативны.

Методическая работа в УДОД учит:

а) анализировать и оценивать педагогическую деятельность;

б )планировать и организовывать педагогическую деятельность;

в) размышлять о совершенствовании педагогической деятельности;

г) включаться в педагогический процесс, творчество и опытно-экспериментальную работу.

5.Работа в методических объединениях способствует творческой деятельности педагога.

Как написать протокол педагогического совета?

Решения, принимаемые в ходе работы педсоветов, будут иметь юридическую силу в том случае, если ход обсуждения и процесс вынесения таких решений были зафиксированы в протокол.

Оформление протокола подчиняется общепринятым правилам составления деловых бумаг и унифицированная форма такого документа должна содержать обязательные пункты согласно рекомендации ГОСТ Р 6.30 от 2003 г.

Это может быть рукописный или машинописный вариант.

Протокол №

заседания педагогического совета

дата проведения

количество членов педагогического совета общее и число присутствующих на

педсовете лично

В основной части фиксируется ход обсуждения вопросов повестки дня по порядку заявления;здесь указываются основные докладчики по каждому пункту, сообщая их ФИО и должность после слова «слушали». Кратко описывается содержание выступлений и внесённые докладчиками предложения.

В заключительной части перечисляются принятые решения по каждому вопросу, написав в начале раздела слово «решили».

Завершая оформления протокола, обязательно отведите место для личной подписи председателя педсовета и секретаря. Расшифруйте подписи (фамилия и имя инициалов) в скобках.


Источник: http://pandia.ru/text/78/250/87413.php



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Из опыта работы ЗАВУЧА школы, педсовет, педагогический совет в школе Не стреляйте в лебедей стих


Педсоветы в удод сценарий Методическая разработка на тему: Выступления на педсоветах и МО
Педсоветы в удод сценарий Педагогические советы, полные разработки успешного педсовета
Педсоветы в удод сценарий Международный научно-популярный журнал «Мастерство online»
Педсоветы в удод сценарий Сценарий заседания открытого педагогического совета
Педсоветы в удод сценарий Педагогический совет в дополнительном образовании
Педсоветы в удод сценарий Cerruti 1881 Отзывы покупателей
Педсоветы в удод сценарий Quot;кем Быть?" Стихи О Разных Классах, Переделка стихотворения Маяковского
«Русский народный костюм». Познавательная беседа с детьми старшего Бесплатные поздравления с Днем рождения: красивые слова ВСЕГДОЗИТИВЕ!: Плейкаст ТАНЕЧКА, С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ ГОСГОРПРОМНАДЗОР Голые русские шалавы измеряют глубину пизды и