Анализ произведения проза


анализ План анализа стихотворения

Текст переведено с украинского, поэтому 100% точность орфографии моего русского языка не гарантирую;(
  1. Тема стихотворения:
    • пейзаж;
    • общественно-политическая;
    • любовная/интимная;
    • философская.
  2. Сюжет:
    • есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
    • без сюжета: образы чувств (...).
  3. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
    1. Композиция: размер, рифма, ритм.
      • Размер:
        _ _' / _ _' / _ _' /_ _'      ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
        '_ _ / '_ _ / '_ _      хорей 3-стопный;
        '_ _ _      дактиль;
        _ _' _     амфибрахий;
        _ _ _'     анапест.
      • Рифма:
        аабб - парная;
        абаб - перекрестная;
        абба - кольцевая.
    2. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
      • эпитет - художественное определение;
      • сравнение;
      • аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
      • ирония - скрытая насмешка;
      • гипербола - художественное преувеличение;
      • литота - художественное преуменьшение;
      • олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
      • метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
      • паралеллизм.
    3. Стилистические фигуры:
      • повторы/рефрен;
      • риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
      • антитеза/противопоставление;
      • градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
      • инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
      • умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
    4. Поэтическая фонетика:
      • аллитерация - повторение одинаковых согласных;
      • ассонанс - повторение гласных;
      • анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
      • эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
    5. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

  4. Образ лирического героя, авторское "Я".
  5. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
  6. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.


План анализа прозы

  1. История создания.
  2. Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
    • ДЛ (действующие лица);
    • события.
  3. Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
    • экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
    • завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
    • развитие действия;
    • кульминация;
    • развязка;
    • эпилог.
  4. Композиция:
    • последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
    • способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
    • способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
    • точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
    • придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
  5. Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
  6. Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
    • выбор темы и ее раскрытие;
    • разработку любимых жанровых форм;
    • язык;
    • использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).
  7. Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
  8. Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.
    • рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
    • новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
      1. новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
      2. новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
    • повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
    • роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
      1. социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
      2. морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
      3. исторический - о событиях прошлого;
      4. философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
      5. роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);
      6. роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.
    • эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).

на главную страницу

Hosted by uCoz

Источник: http://studentdream.narod.ru/analiz.htm



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

План анализа стихотворения; прозаического произведения Сценарий выпускного по знакам зодиака для 9 класса


Анализ произведения проза Анализ стихотворения в прозе Голуби Разное Тургенев И.С
Анализ произведения проза «Разговор анализ стихотворения в прозе Тургенева - GoldLit
Анализ произведения проза Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Собака» (анализ)
Анализ произведения проза ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНЫХ
Анализ произведения проза Анализ стихотворения в прозе Дурак
Анализ произведения проза Die 7 Gr nde warum du kein Geld mit
Анализ произведения проза «Наша безопасность в наших руках». Из опыта работы по
«Свадебное платье к чему снится во сне? Если видишь во сне Свадебное День города сценарий - Сценарий, сценки, прикольные, новые Заочная школа Любви и семейной жизни онлайн. Дистанционное Креативное поздравление для парня на др МАСЛЕНИЦА -2017 с 20 по 26 февраля. Масленичная неделя Мир вашему дому! » Поздравления, Пожелания, Тосты, Стихи Памяти отца Стихи про папу РЕЦЕНЗИННОТАЦИИ на книги православных писателей, рецензии и Смерть любимого мужа Стихи про разлуку